СПАСТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИЛогопедия / КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ / СПАСТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИСтраница 15
Этап постановки отсутствующих звуков включает использование основных способов постановки звука.
1. По подражанию — с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Логопед обращает внимание на движения речевых органов, вибрации голосовых связок, характер выдыхаемой струи воздуха.
2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т. д.). С механической помощью артикуляторным органам придается определенное положение. При межзубном произношении звука [с] кончик языка опускается вниз за нижние резцы с помощью шпателя. При этом возникают определенные кинестетические раздражения, которые помогают создать предпосылки для самостоятельного выполнения нужной артикуляции.
3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи. Например, звук [ш] можно поставить от звука [с]. Предлагается произнести звук [с] и поднять кончик языка вверх.
4. Постановка звука от артикуляторного уклада. Например, звук Ш можно поставить от «чашечки». Ребенку предлагают сделать «чашечку» вне ротовой полости, затем убрать ее внутрь рта и подуть на язык.
5. Смешанный способ постановки, когда используются различные способы.
У детей со спастической формой дизартрии при постановке звука чаще всего используются смешанные способы. Порядок постановки звуков, их автоматизации определяется локализацией спастичности. Поэтому в первую очередь ставятся те звуки, при образовании которых речевые органы наименее спастичны.
Этап автоматизации поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь характеризуется применением речевых упражнений, целью которых является выработка у ребенка умения употреблять в самостоятельной речи поставленные звуки. С физиологической точки зрения автоматизация звука представляет собой выработку нового условного рефлекса на уровне речедвигательной мускулатуры. У детей, страдающих спастической формой дизартрии, этот процесс значительно затруднен. Это связано с тем, что патологическая иннервация, высокая подверженность органов артикуляции нарастанию мышечного тонуса затормаживают процесс избавления от стереотипного неправильного произношения звуков, навязывают искажение артикуляционного уклада. Поэтому процесс автоматизации звуков у таких детей занимает в два раза больше времени, чем у других.
Сначала автоматизируется звук в слогах, так как слоги являются морфологически более простыми, чем слова, и не несут смысловой нагрузки, в связи с этим у ребенка не возникает стереотипного артикуляционного уклада. Удобно пользоваться различными слоговыми таблицами.
Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат последовательность иная: сначала звук автоматизируется в обратных слогах, а затем — в прямых открытых. Позже отрабатывается произношение звуков в слогах со стечением согласных.
На этом этапе большое место занимает работа по имитации слогов с отрабатываемым звуком: сначала — слогов без стечений, затем — слогов со стечением согласных.
В работе по автоматизации слогов учитывается последующая гласная. Вначале для автоматизации предлагаются слоги с гласным а, а затем — с гласными, артикуляция которых близка к звуку, который автоматизируется.
Автоматизация звуков в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (со, сом). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова; затем — слов, в которых звук находится в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простой звукослоговой структуры, затем — в словах со стечением согласных.
На следующем этапе проводится автоматизация звука в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.
Дифференциация звуков — этап по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования. Процесс происходит в той же последовательности, что и автоматизация. Сначала изолированно, затем в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Особенное внимание обращается на дифференциацию фонетически близких звуков.
Смотрите также
Аллергии
Под аллергическими реакциями в
клинической практике понимают проявления, в основе возникновения которых лежит
иммунологический конфликт. В диагностике аллергических реакций важно выявить
...
Заключение
Лечение собственной мочой и голодом справедливо и гуманно и более всего соответствует
принципам естественного лечения (натуропатии). Заключается это в том, что заболевший
человек осознает свои оши ...
Послесловие
Я надеюсь, что моя книга позволила вам узнать что-то новое относительно заболевания
и методов его лечения в домашних условиях.
Вы познакомились с основными признаками заболевания, факторами риска, ...