СПАСТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ
Страница 12

Развитие речевой моторики. На данном этапе развития речевой моторики проводятся упражнения на развитие мимической мускулатуры, развитие движений нижней челюсти, губ, языка. Для успешного развития артикуляционной моторики необходимо определить положение артикуляционных органов при произнесении того или иного звука. Такое положение определяется под руководством речевой инструкции логопеда. Это помогает уточнению кинестетических ощущений. Необходимость развития движений мышц лица обусловлена тем, что при дизартриях у детей наблюдается слабый тонус лицевых мышц, нижняя челюсть приоткрыта, лицо амимично. Все это приводит к нечеткой и смазанной речи. Особенно это заметно в слитном речевом потоке. У детей со спастической формой дизартрии преобладают тонические спазмы речевой мускулатуры, особенно круговой мышцы рта. Это приводит к спастическому напряжению губ, в результате чего страдают звукопроизношение в целом и губные звуки в частности. Сокращение гортани препятствует вибрации голосовых связок, в результате чего затрудняется образование звонких гласных. Таким образом, детям, страдающим спастической формой дизартрии, рекомендуется развивать сначала те мышцы лица, тренировка которых не вызывает тонического спазма, и лишь затем переходить к проблемным органам артикуляции. Упражнения на развитие мимических движений «Изобрази эмоцию». Ребенку предлагается изобразить разные эмоции человека: грусть, веселье и т. д. Логопед показывает картинку с изображением определенной ситуации и комментирует ее, сопровождая описание мимическими движениями.

«Мигалки». Логопед предлагает ребенку закрыть оба глаза, зажмурить оба глаза, поочередно зажмуривать левый и правый глаз.

«Тигр». Ребенку предлагается оскалить зубы, как это сделал бы тигр.

«Обезьянка». Ребенок чистыми указательными пальцами растягивает рот, изображая дразнящуюся обезьянку.

Упражнения на развитие артикуляционных движений

Гимнастика для губ и щек. Надувание обеих щек одновременно. Надувание щек попеременно. Втягивание щек в ротовую полость. Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой (хоботком), а затем возвращаются в нормальное положение. Оскал: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов. Чередование: «оскал»— «хоботок» («улыбка»—«трубочка»). Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.

Гимнастика для челюстей. Опускание и поднимание нижней челюсти. Движение нижней челюсти вправо. Движение нижней челюсти влево. Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.

Гимнастика для языка. Высовывание широкого языка «лопатой», своими боковыми краями язык касается углов рта. Если широкий язык не получается, то предлагается похлопать по спинке языка шпателем, «пожевать» язык (можно произносить при этом «пя-пя-пя», «мя-мя-мя»), сильно подуть на высунутый язык, протяжно произнести звук и улыбнуться.

Высовывание языка жалом. Если это движение не сразу удается, предлагают просунуть кончик языка между сжатыми и вытянутыми губами, потянуть язык за отодвигаемым пальцем или карандашом, двигать кончик языка вправо и влево.

Поочередное высовывание языка то «лопатой», то «жалом».

Высунуть язык, сделать язык сначала «лопатой», а затем «жалом».

Сильное высовывание языка изо рта, а затем наиболее возможное глубокое втягивание его вглубь ротовой полости так, чтобы кончик языка стал незаметным.

Движения высунутого языка вправо и влево (маятник).

Круговое облизывание губ кончиком языка (слизать варенье с губ).

Облизывание зубов под верхней и нижней губой (почистить зубки).

Поднимание и опускание широкого кончика языка на верхнюю, на нижнюю губу.

Упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку, надавить на бугорок (пощелкать орешки).

Посчитать зубки с внутренней стороны.

Вторая стадия

Основным содержанием этой стадии является закрепление положительной динамики развития речедвигательного аппарата, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков.

Следует делать положительный акцент на правильном произнесении ребенком звуков, при образовании которых органы наименее спастичны. В дальнейшем именно от них станет возможным постановка и автоматизация проблемных звуков. Ведется активная работа над выработкой слухового, зрительного и кинестетического контроля, развитием фонематического слуха.

Данный этап включает в себя работу по следующим направлениям:

1) продолжение работы над речевым дыханием;

2) развитие артикуляционной моторики;

3) уточнение артикуляционного и слухового образа правильно произносимых звуков;

4) устранение недостатков просодической стороны речи.

Продолжение работы над речевым дыханием. На данном этапе коррекции дыхания можно использовать голосовые упражнения, вводить речевые высказывания на длинном выдохе. Рассмотрим каждую характеристику голоса отдельно. Высота голоса — повышение и понижение тона, переход от высокого голоса к низкому, и наоборот. Сила голоса — произнесение звуков в определенной громкости (громко — нормально — тихо), а также умение произносить звук полнозвучно. Тембр голоса — качественная окраска голоса (звонкий, тусклый, дрожащий, глухой и т. д.).

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Анализ пожарной опасности
В технологической схеме могут быть аппараты с горючими жидкостями, причем уровень жидкости может изменяться при наполнении или расходе продукта. Могут быть аппараты, полностью заполненные жидкостью ...

Учимся контролировать диабет
Чтобы добиться хорошего результата при лечении сахарного диабета, как, впрочем, и любого другого хронического заболевания, очень важно осознанное активное участие в лечебном процессе самого больно ...

Послесловие
Я надеюсь, что моя книга позволила вам узнать что-то новое относительно заболевания и методов его лечения в домашних условиях. Вы познакомились с основными признаками заболевания, факторами риска, ...

 
Copyright © 2010 www.medicus-amicus.ru. All Rights Reserved.