УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИН И ХАРАКТЕРА ЗАИКАНИЯЛогопедия / КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА РЕЧИ / ПРИНЦИПЫ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ / УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИН И ХАРАКТЕРА ЗАИКАНИЯСтраница 1
Логопед должен выяснить у родителей ребенка: не было ли ранее склонности ребенка к леворукости, установление нарушения внимания, анализ общего и речевого развития ребенка, внесение речевого окружения ребенка (имеет ли место двуязычие в семье, есть ли родственники в семье с дефектами речи, какой темп речи у окружающих его людей). Логопеду необходимо выяснить, какие отношения у родственников в семье, решаются ли конфликты, ссоры, как относятся к ребенку в семье (имеются ли недочеты в воспитании, страдает ли ребенок от недостатка внимания или, наоборот, от его переизбытка). Логопед должен выявить у ребенка, как он относится к дефекту речи.
Особенности обследования детей с нарушением слуха заключаются в обязательной проверке слуха при помощи шепотной речи и обычной разговорной громкости. Для проведения проверки подбирают слова с низкой и высокой частотой звучания: шуба, снегурочка, дедушка, бабушка, бак, дорога, радуга. В норме шепотную речь слышат на расстоянии 6–7 м.
При неправильном повторении ребенком слов необходимо подойти к нему на 1 м. Отмечают, на каком расстоянии ребенок правильно и уверенно произносит слова. Если обследуемый не слышит ни одного слова, проводят обследование произнесением звуков низкочастотных («н», «ш», «р», «д», «г») («и», «э» — высокочастотных), шипящих. Логопед должен оценить общий статус ребенка (внимание, утомляемость, точность выполнения заданий). Если страдает общее состояние ребенка, то полученные данные будут необъективными, т. е. неточность выполнения задания связана не с нарушением слуха, а с нарушением внимания, усталостью. Если ребенок не владеет устной речью, при обследовании используют музыкальные, звучащие игрушки (птичка, кошка, лающая собачка, уточка). Во время обследования следует создавать игровую ситуацию, чтобы исключить угадывание звуков. Необходимо оценивать движения ребенка и реакцию на звук (прислушивается, поворачивает голову на звук).
Достаточно точными и объективными являются данные аудиограммы — исследование звука с помощью аудиометра.
Обследование речи письменной и чтения у детей (дисфагия и диспесия) устанавливает:
1) уровень овладения навыками звукового анализа;
2) уровень овладевания навыками письма и чтения;
3) степень развития фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
В первую очередь необходимо оценить готовность ребенка в устной форме анализировать звуковой состав слова. Первый способ оценки — это развитие и выделение звуков из слова (выделение гласных звуков, а затем выделение согласных).
Ребенку предлагают поднять руку, если он слышит заданный звук.
Второй способ заключается в придумывании ребенком слов, начинающихся на заданный звук. Вначале логопед может сам назвать несколько слов на заданный звук, а затем предложить ребенку.
Третий способ — это подбор ребенком рисунков, названия которых начинаются на определенный звук. В наборе картинок должны присутствовать предметы с определенным звуком.
Четвертый способ — это отбор картинок с наиболее смешиваемыми детьми звуками. Например, ребенку предлагают разложить картинки на две группы, названия которых начинаются на похожие звуки ([ч]— [щ], [с] — [ш]). Пятый способ заключается в сравнении ребенком слов по звуковому составу. Например: дом — ком, кит — кот, сон — сок, отличающиеся по звуковому составу на один звук.
Шестой способ состоит в делении предложений на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки. Ребенок должен сосчитать слова в предложении, слоги в словах, звуки в слове.
Обследование письма начинают с доступных для ребенка заданий. Ребенку предлагают сложить слова из кубиков с буквами или разрезной азбуки.
Для начала можно дать лишь те буквы, из которых состоит слово. Затем логопед предлагает написать название изображенного на картинке предмета.
Смотрите также
Будем жить счастливо
Вот и подошла к концу эта книга. Надеемся, путешествие по стране знаний о самих
себе оказалось для вас не очень утомительным. Как бы то ни было, но если по прочтении
книги вы с большим пониманием ...
Бухгалтерский учет финансовых активов (денежных средств). Порядок учета
наличных денежных средств и кассовых операций (1-й ур.)
Нормативная базаОрганизация ведения кассовых операцийРасчеты наличными денежными средствами осуществляются через кассу и возлагается
на кассира.
Касса должна быть укреплена в соответствии с утвержд ...
Лечебные свойства зеленого чая
Зеленый чай уже употребляется на протяжении многих веков в Индии, Китае, Японии и Таиланде. В традиционной китайской и индийской медицине, практикующие использовали зеленый чай как стимулирующее, мо ...