МузыкотерапияЛогопедия / НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ / МУЗЫКОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ / МузыкотерапияСтраница 1
Музыкотерапия — это лечение посредством музыки, творческого самовыражения. Музыка может менять душевное и физическое состояние человека; об этом знали еще древние.
В настоящее время музыкотерапию считают самостоятельным направлением, своеобразным разделом психотерапии, на нее возложен ряд задач по психокоррекции. Несмотря на то, что использование музыки в лечебных целях получает в настоящее время все большее распространение, теоретические аспекты музыкотерапии до конца не разработаны. Для построения гипотез, объясняющих воздействие музыки как психотерапевтического приема, использовались различные концепции.
Приверженцы ассоцианизма, рассматривая в качестве отдельно взятого элемента разнообразные виды музыкальной выразительности (это могут быть ритм, звук, тембр, гармония), усматривали причину ее позитивного действия в связях, образующихся в ассоциациях в соответствии с различными переживаниями. Сторонники гештальт-психологии справедливо отмечали, что восприятие музыкального созвучия не равно сумме употребляемых при этом музыкальных средств, а есть переживание нового качественного своеобразия. С точки зрения психоанализа, музыкальное произведение содержит в себе выражение патологических комплексов. В шведской школе музыкотерапии разработана теория психического резонанса. Ее идея: музыка есть отражение некоторых исходных форм психической деятельности человека через акустико-гармонические построения. Основываясь на существующих теоретических подходах к музыкотерапии, рекомендации по лечению сводятся, в сущности, к простым выводам. Тихая и плавная музыка может успокаивать, а громкая и радостная — возбуждать и тонизировать. В большинстве случаев эти нехитрые принципы лежат в основе проводимой терапии. Остается вопрос: как же соотносятся эмоции, выражаемые в музыке, с эмоциями, присущими тому или иному типу человеческого темперамента? Проведенные исследования говорят, что музыкальные произведения, выражающие одно и то же настроение, имеют сходство по указанным в нотах темпу и ладу. Установлено, что в процессе воздействия музыки на эмоции основную роль играют лад и темп. Такие параметры, как ритм, динамика, мелодические и гармонические средства, являются дополнительными.
Это подтверждается тем, что одно и то же настроение в различных композиторских стилях может выражаться различными ритмоинтонационными, гармоническими и тембровыми средствами (произведения И. С. Баха и Д. Д. Шостаковича, А. Вивальди и И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева и Ф. Шуберта). От произведений старых мастеров до наших дней увеличивается структурная и семантическая сложность музыки, но сами эмоции при этом существенно не меняются.
Ученые заметили, что музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. В частности, звуки кларнета влияют в основном на кровообращение. Звуки скрипки, а также фортепиано оказывают успокаивающее действие на нервную систему; флейта оказывает релаксирующее воздействие на организм.
При выборе музыкальных произведений необходимо учитывать основное настроение и параметры музыки. Так, например, медленная мажорная музыка передает спокойное настроение. Она мягкая, созерцательная, элегическая, напевная. К таким произведениям относятся: ноктюрн фа мажор, этюд ми мажор Ф. Шопена; «Аве Мария» Ф. Шуберта; «Лебедь» К. Сен-Санса; концерт для фортепиано с оркестром № 2 (начало 2-й части) С. В. Рахманинова; ноктюрн из струнного квартета А. П. Бородина. Быстрая мажорная музыка передает радостное настроение: «Праздничная увертюра» Д. Д. Шостаковича; финалы «Венгерских рапсодий» № 6, 12 Ф. Листа; «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта, финалы симфоний № 5, 6, 9 Л. ван Бетховена. Медленная минорная музыка передает печаль, создает трагическое, тоскливое, унылое, сумрачное впечатление. Это «Смерть Озе», «Жалоба Ингрид» Э. Грига; прелюдия до минор, ноктюрн до минор, траурный марш из сонаты си бемоль минор Ф. Шопена; начало 5 симфонии и финал 6 симфонии П. И. Чайковского.
Быстрая минорная музыка выражает волнение, гнев, отчаяние. Эти настроения мы услышим в этюдах Шопена № 12, 23, 24, его скерцо № 1; «Буря», «Франческа да Римини» П. И. Чайковского; финале сонат для фортепиано № 14, 23 Л. ван Бетховена.
Смотрите также
Анализ пожарной опасности
В технологической схеме могут быть аппараты с горючими жидкостями, причем уровень жидкости может изменяться при наполнении или расходе продукта. Могут быть аппараты, полностью заполненные жидкостью ...
Будем жить счастливо
Вот и подошла к концу эта книга. Надеемся, путешествие по стране знаний о самих
себе оказалось для вас не очень утомительным. Как бы то ни было, но если по прочтении
книги вы с большим пониманием ...