ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИЛогопедия / КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ С УЧЕТОМ КОМПЕНСАТОРНЫХ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕБЕНКА / ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИСтраница 9
Вначале работа проводится по развитию мимических мышц лица. Ребенка учат хмурить брови, надувать щеки, открывать и закрывать глаза, глотать слюну.
При артикуляционной гимнастике языка сначала ребенка учат дотрагиваться кончиком языка до нижних зубов. Стимуляция мышц корня языка достигается при механическом воздействии на него шпателем. Полезными считаются упражнения по стимуляции движений кончика языка, если рот открыт и челюсть неподвижна. При артикуляционной гимнастике возможно использование игр, которые подбираются с учетом возраста ребенка и в зависимости от характера и степени нарушения.
Поскольку одну из задач индивидуальных занятий составляет формирование первичного умения воспроизводить тот или иной фонетический элемент, материалом их служат и артикуляционные упражнения. Их цель — подготовить речевые органы ребенка к произношению тех или иных звуков. Примерами таких упражнений являются дутье с просунутым между губами или между зубами языком, дутье у верхней губы (чтобы получить необходимую для свистящих и шипящих согласных позицию языка), произнесение фрикативного р (при постановке вибранта р) и т. п.
Таким образом, на индивидуальных занятиях по праву находит место как речевой, так и неречевой материал. Однако все занятие не может быть построено только на артикуляционных бессмысленных упражнениях. Возвращаясь к сказанному выше, следует напомнить, что на одном занятии обычно представлены две, а иногда и три темы. Уровень подготовленности к ним детей, как мы уже отмечали, различен.
Поэтому если при работе над одной темой еще необходимы артикуляционные упражнения, то по другой теме работа ведется уже над осмысленным речевым материалом.
Примерный комплекс артикуляционных упражнений
1. Упражнения для губ.
«Улыбка» — растянуть губы в улыбке, сомкнуть зубы.
«Хоботок» — вытянуть губы вперед.
Необходимо также чередовать первое и второе упражнения.
2. Упражнения для языка.
«Трубочка» — боковые края языка закруглить внутрь — образуется круглая щель.
«Чашечка» — широкий язык поднять кверху (к верхним зубам, к альвеолам, к верхней губе).
«Лошадка» — цоканье или щелканье языком.
«Вкусное варенье» — облизывание широким языком верхней губы сверху вниз, но не из стороны в сторону.
«Лопаточка» — широкий расслабленный язык удерживать на нижней губе 5—10 с.
«Иголочка» — высунуть узкий напряженный язык изо рта и удерживать его в таком положении 5—10 с.
Следует использовать также попеременное выполнение двух предыдущих упражнений и другие упражнения.
Могут быть даны также следующие рекомендации для занятий по коррекции:
1) ежедневно следует выполнять перед зеркалом артикуляционные упражнения по 10 мин;
2) следить за правильным произношением поставленного звука;
3) не торопиться, говорить в спокойном темпе;
4) произносить фразу на выдохе;
5) при чтении в конце каждого предложения делать паузу;
6) в каждом предложении выделять главные по смыслу слова — делать логические ударения.
Для родителей дается задание, чтобы ребенок выполнял следующие рекомендации.
1. Ежедневно выполнять перед зеркалом артикуляционные упражнения по 10 мин.
2. Следить за правильным произношением поставленного звука (показывайте ребенку правильный образец).
3. Спокойно, ненавязчиво поправлять неправильные высказывания ребенка.
4. Говорить в спокойном темпе на выдохе, требуя того же от ребенка.
5. При чтении: в каждом предложении выделять главные по смыслу слова и делать логические ударения; после смыслового отрезка выдерживать паузу; в конце предложения также следует выдерживать паузу.
Этап формирования произносительных умений и навыков. На этом этапе у ребенка формируется умение правильно произносить звуки, отличать их от схожих звуков, правильно использовать их в речи. Постановка звука может происходить по подражанию, с механической помощью или сочетать в себе первый и второй способы.
При постановке звуков по подражанию ребенок сознательно пытается найти артикуляцию, нужную для постановки звука. Работа ведется при помощи логопеда перед зеркалом с привлечением зрительного, слухового и тактильного анализаторов.
При втором способе логопед помогает ребенку найти правильное положение органов речи с помощью специальных логопедических зондов или шпателя. Органы артикуляции ребенка при этом пассивны. Третий способ объединяет первые два и основывается на объяснении и подражании. При постановке звуков опираются на сохранные звуки, в артикуляции которых есть признаки, сближающие их с нарушенными звуками.
Смотрите также
ОСТРЫЕ РЕСПИРАТОРНЫЕ ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ
Острые респираторные вирусные инфекции относятся к числу самых распространенных
болезней человека и составляют половину или более от общего числа острых заболеваний.
Наиболее высокие показатели за ...
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ РИНОЛАЛИИ
К речевым нарушениям относятся: дислалия, ринолалия, дизартрия, нарушение голоса,
нарушения темпа речи, заикание, алалия (отсутствие речи), афазия (утрата речи полная
или частичная), нарушения пис ...
ПРЕДИСЛОВИЕ
Через две сотни лет после открытия гомеопатии она по-прежнему остаётся необъяснённой
до конца, и тому есть основательная причина. Даже если не принимать во внимание
противоречие относительно эффек ...