ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИЛогопедия / КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ / ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИСтраница 9
«Бабочка». Локти и запястья ребенка соединены. Ладони направлены вверх на уровне лица. Ребенок должен, не отрывая друг от друга запястья, имитировать ладонями движения крыльев бабочки во время полета.
«Две улитки». Ребенок опирается о край стола разведенными широко в стороны руками. Ладони собраны в кулаки и повернуты друг к другу. Опираясь на край запястьев и фаланги больших пальцев, ребенок передвигает руки по направлению друг к другу, сгибая и разгибая кисти рук.
«Пирожки». Ребенок и логопед инсценируют известную детскую песенку, сопровождая слова движениями рук:
«Мы печем отличные
Пирожки пшеничные.
Тесто в миске замесили,
Соль в солонке не забыли.
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали, не устали.
Взяли миску с творогом,
Пирожок — за пирогом.
Ну-ка, печка, дай пирожкам местечка!»
«Оригами». На первых этапах ребенок старается как можно аккуратнее сложить лист бумаги в два, затем в четыре раза.
Вторая стадия
Задачами этой стадии являются закрепление достигнутых результатов, уточнение артикуляционного уклада правильно произносимых звуков в изолированном виде, активизация кинестетического, звукового и зрительно-пространственного контроля над произношением.
Работа на второй стадии осуществляется по следующим направлениям:
1) продолжение работы над речевым дыханием;
2) развитие артикуляционной моторики;
3) уточнение артикуляционного и слухового образа правильно произносимых звуков;
4) устранение недостатков просодической стороны речи.
Продолжение работы над речевым дыханием.
На данном этапе вводятся упражнения с использованием голоса, включаются упражнения на выработку правильных звуков, пение песен. Используются упражнения на выработку рационального использования воздуха.
Примерные упражнения
«Длинный звук». Логопед предлагает ребенку посоревноваться, кто дольше протянет на одном дыхании звуки [а], [о], [у], [и], [э]. Используются те звуки, при произнесении которых не возникает гиперкинезов.
«Дорожка». Логопед берет полоску бумаги и начинает вести по ней палец или указку. Ребенок должен тянуть на одном дыхании звук, пока логопед не доведет указку до конца полоски. Сначала логопед ведет указку в умеренном темпе, затем, при успешном выполнении задания, темп немного замедляется.
Развитие артикуляционной моторики. На данном этапе коррекционного воздействия совершенствуется управление речевым аппаратом, включаются голосовые упражнения на развитие мускулатуры гортани, выработку нужного звука в верхних резонаторах.
Дополнительные упражнения
«Воображуля». Ребенок должен крепко сжать губы, широко раскрыть глаза, затем плавно распустить губы, опустить глаза.
«Певец». Ребенок, изображая певца, должен тянуть звук, активно меняя артикуляционные уклады для разных звуков.
«Бегемот». При широко открытом рте ребенок совершает языком движения вверх, вниз, удерживает распластанный язык на верхней губе.
«Уборка». Ребенок должен «помыть» рот с помощью активных движений языка сначала по верхним альвеолам, затем по нижним.
Уточнение артикуляционного и слухового образа правильно произносимых звуков
Комплексные упражнения на уточнение артикуляционного образа правильно произносимых звуков (на примере звука [с]).
1. Игра «Магазин». Логопед показывает ребенку картинки с изображением сахара, сыра, колбасы, сосисок, соков, масла, мяса, капусты, весов и т. д. Ребенку предлагается перечислить, какие названия предметов есть в магазине со звуком [с].
2. Уточнение артикуляции звука [с].
Логопед предлагает ребенку посмотреть в зеркало и произнести звук [с]:
— Что делают губы, когда мы произносим звук [с]?
— Губы растянуты в улыбке.
— Зубы близко друг к другу расположены или далеко?
— Близко.
— Где находится язык?
— На нижних деснах.
— Приложи руку к подбородку. Какой воздух идет, теплый или холодный?
— Холодный.
— Правильно.
3. По аналогии с игрой «Магазин» можно для закрепления четкого произношения звука [с] поиграть в игру «На чем можно ездить?», «Кто живет в зоопарке?» и т. д.
Смотрите также
Анализ пожарной опасности
В технологической схеме могут быть аппараты с горючими жидкостями, причем уровень жидкости может изменяться при наполнении или расходе продукта. Могут быть аппараты, полностью заполненные жидкостью ...
Любому движению нужна энергия
Вся Вселенная находится в бесконечном движении. Появляются одни звёзды, и исчезают
другие. Рождаются планеты. На них сыплются метеоритные дожди. Случаются грозы, и
после дождя появляются радуги. Н ...
Сахаропонижающие таблетки
Далеко не всем больным сахарным диабетом второго типа удаётся поддерживать нормальный
уровень содержания сахара в крови с помощью диеты и физических упражнений. Когда
испробованы все способы, прил ...