ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛОГОПЕДА
Страница 1

Обследование логопеда включает следующие моменты.

1. Наблюдение за поведением и игрой (контактность, негативность, интерес к окружающему, к игрушкам, устойчивость интереса и внимания, неустойчивость, отвлекаемость и т. д.).

2. Состояние слуха и внимания:

1) дифференциация звучащих игрушек;

2) выполнение заданий, данных тихим голосом или шепотом (ребенок должен показать или дать соответствующую игрушку, картинку или выполнить поручение).

3. Зрительное внимание ребенка, наблюдательность:

1) подбор парных картинок или предметов;

2) подбор предметов к изображению;

3) подбор парных кружков или картинок, одинаковых по цвету;

4) узнавание цвета по названию.

4. Состояние интеллекта и уровень представления об окружающем:

1) счет и счетные операции в пределах 5—10;

2) дифференциация предметов по форме («почтовый ящик», геометрическое лото);

3) дифференциация предметов по величине (умение собрать пирамидку, полую горку, матрешек);

4) ориентировка по времени (серия сюжетных картинок (2–4) для установления причинно-следственных связей, узнавание и называние времен года);

5) ориентировка в пространстве (умение составить фигурки из палочек по подражанию, умение составить из 3–4 частей целую картинку, знание предлогов: «в», «на», «под», «над» («около», «с», «из», «со», «от» и др.));

6) умение обобщать (подобрать картинки соответственно обобщающему понятию: грибы, ягоды, цветы, игрушки, посуда, мебель и т. д.; «четвертый лишний» (умение выделить картинку, не соответствующую данному обобщающему понятию)).

5. Строение органов речевого аппарата.

6. Состояние речевой моторики.

7. Состояние общей моторики.

8. Понимание речи:

1) выполнение простых поручений;

2) понимание распространенных предложений;

3) понимание соотношений между членами предложения;

4) понимание короткого рассказа.

9. Самостоятельная речь:

1) звукопроизношение;

2) воспроизведение слоговой структуры слов (многосложных), имеются ли пропуски, перестановки звуков, слогов;

3) повторение предложений, включающих многосложные слова со сложной слоговой структурой;

4) составление предложений по простым и сложным сюжетным картинкам.

10. Состояние грамматического строя. Словоизменение: род, число, падеж.

Словообразование: суффиксальный, префиксальный (приставочные глаголы), суффиксально-префиксальный (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательных и др.).

11. Состояние словаря.

12. Фонематическое восприятие и различение звуков, состояние фонематического слуха:

1) дифференциация смешиваемых в произношении звуков («т» — «д», «к» — «г», «ш» — «с», «ж» — «з», «р» — «л», «п» — «б» и др.);

2) определение наличия звука в слове («р» — «м»).

13. Состояние общих речевых навыков.

14. Заключение врачей: окулиста, невропатолога, психиатра, отоларинголога.

Диагноз: IV этап — коррекционный — также требует комплексного подхода, который обеспечивается интеграцией специалистов разного уровня, куда включается специалист-де-фектолог, психолог, физиотерапевт, инструктор ЛФК, педагог, родители.

Коррекционная работа включает в себя: принцип генетического хода развития психической деятельности, как познавательной, так и практической; развивающий характер обучения, который должен быть согласован по возрасту и по особенностям структуры нарушения речи.

Этот блок состоит из двух разделов: подготовительного, который создает установку на коррекционную работу, и основного, включающего в себя все методы и способы устранения речевого дефекта.

Целью коррекционного воздействия является не только восстановление дефекта речевой функции, но и воспитание полноценной индивидуальной личности.

Последний этап — прогностический этап. Это очень важное звено в системе логопедического обследования, поскольку на основании имеющихся фактов и их осмысления специалистом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте.

Выявление структуры дефекта, определение причин и механизмов отклонений в развитии речи ребенка — только первое звено в цепочке мероприятий.

Страницы: 1 2

Смотрите также

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Раннее (своевременное) применение лечебной физкультуры при различных повреждениях опорно-двигательного аппарата обеспечивает не только улучшение общего состояния больного, предупреждает возникнове ...

Сахаропонижающие таблетки
Далеко не всем больным сахарным диабетом второго типа удаётся поддерживать нормальный уровень содержания сахара в крови с помощью диеты и физических упражнений. Когда испробованы все способы, прил ...

Диета при сахарном диабете
При написании этой главы не ставилась цель предложить читателям примерное меню на месяц или неделю. Согласитесь, мало кто станет соблюдать диету, если пища не будет приносить удовольствия. У каждо ...

 
Copyright © 2010 www.medicus-amicus.ru. All Rights Reserved.