МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯЛогопедия / КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА РЕЧИ / МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯСтраница 2
2) какие языковые средства не сформированы у ребенка к моменту обследования;
3) характер несформированности языковых средств;
4) в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании, чтении, письме);
5) какие факторы влияют на проявление речевого дефекта. Общая диагностика проводится по показателям развития речи, сенсорики, двигательной активности (мелкой и грубой моторики), навыков самообслуживания, навыков общения, естественной мимики, наличия улыбки, пантомимики (позы, жесты и т. п.), наличие зрительного контакта, темпа работы, отвлекаемости.
Кроме того, оценивается общий интеллектуальный уровень, особенности протекания психических процессов, аналитико-синтетической деятельности.
Для диагностического исследования желательно использовать следующие дидактические материалы:
1) таблицы для одновременного подсчета фигур 2 видов;
2) субтест «недостающие предметы» (из методики Векслера);
3) таблицы с изображением контура знакомых предметов;
4) доски Сегена разной сложности;
5) кубики Коса;
6) таблицы с изображением предметов, которые нужно дорисовать;
7) пособия типа лото: «Ботаническое», «Зоологическое», «Лото на четырех языках», «Лото малышам» и т. д., настольные игры: «Бывает или не бывает», «Кому что нужно для работы», «Наши мамы, наши папы», «Что забыл нарисовать художник», «Угадай, что изменилось» и др.;
8) набор разрезных картинок (2–4 части);
9) картинки для определения правой, левой стороны, низа, верха и т. д.;
10) бланки с заданием на выделение существенных признаков;
11) пословицы и поговорки;
12) сюжетные картинки;
13) таблицы с заданием на сравнение пар слов;
14) картинки с нелепыми сюжетами;
15) таблицы с загадками;
16) набор противоположных по значению слов;
17) таблицы с изображением знакомых предметов (цифры, геометрические фигуры, слова);
18) картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов;
19) пиктограммы (методика Лурих);
20) бланки для воспроизведения;
21) набор сюжетных картин, подлежащих оценке;
22) незаконченные предложения;
23) звучащие или озвученные игрушки (барабан, бубен);
24) фланелеграф.
При обследовании на изучение уровня развития его речи очень важно принимать во внимание следующие показатели:
1) эмоциональная реакция ребенка на само обследование. Возможна некоторая доля скованности, волнение, являющиеся нормальной реакцией ребенка на новую обстановку;
2) адекватное восприятие и понимание методики и цели задания. Насколько внимательно выслушивает ребенок инструкцию, старается ли понять до конца, прежде чем приступить к выполнению задания;
3) характер его деятельности при обследовании и выполнении задания;
4) эмоциональная реакция на результаты исследования, правильное понимание ситуации.
Задачей аналитического этапа являются интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая считается обязательным отчетным документом логопеда.
Особенностью речевой карты заключается в том, что по ней проводится анализ комплексного исследования. В речевой карте представлены следующие разделы:
1) паспортная часть;
2) анамнестические данные;
3) данные о физическом и психическом здоровье ребенка;
4) раздел, посвященный общей характеристике речи, связной речи, словарному запасу, грамматическому строю, звукопроизношению и фонематическому восприятию, слоговой структуре слова, чтению и письму;
5) специальное место для записи логопедического заключения.
Смотрите также
Бухгалтерский учет финансовых активов (денежных средств). Порядок учета
наличных денежных средств и кассовых операций (1-й ур.)
Нормативная базаОрганизация ведения кассовых операцийРасчеты наличными денежными средствами осуществляются через кассу и возлагается
на кассира.
Касса должна быть укреплена в соответствии с утвержд ...
Нетрадиционные методы лечения сахарного диабета
В настоящее время в печати появилось много публикаций о лечении сахарного диабета
при помощи средств нетрадиционной медицины. Многие из этих рецептов, безусловно,
являются полезными в качестве всп ...
ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИИ
Детские инфекционные болезни характеризуются высокой контагиозностью (заразностью),
циклическим течением и способностью оставлять после себя стойкий (пожизненный) иммунитет.
Следует подчеркнуть усл ...