КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД РЕЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИЛогопедия / КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА РЕЧИ / МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД РЕЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИСтраница 3
Принцип последовательного подхода состоит в том, что обучение проводится по следующим этапам. Каждому этапу соответствуют свои задачи, методы и приемы исправления. Так, первый этап — подготовительный, второй этап — основной или тренировочный и 3-й этап — заключительный. На первом (подготовительном) этапе проходит подготовка обучаемого (настрой) к предстоящей работе, создается необходимый щадящий режим, проводится повторение предыдущих речевых упражнений.
На втором этапе проводится тренировка усвоения правильной речи, определяется поведение ребенка при использовании новой речи, а также вырабатывается и тренируется поведение детей при использовании новой или усложненной речевой формы и ситуации. На последнем, заключительном этапе проводится закрепление пройденного материала, подводятся итоги, делаются выводы по успехам обучаемого ребенка, дается задание на дом.
В принцип последовательного подхода также включается переход от совместных действий логопеда и ребенка к самостоятельной работе самого ребенка.
Деятельностный принцип — один из важнейших принципов коррекционного воспитания и обучения. В данном случае важно учитывать ведущую деятельность ребенка, проводить совместную работу с ним. В этом и заключается смысл деятельностного принципа.
Коррекционная работа при соблюдении этого принципа проводится в игровой, трудовой и интеллектуально-познавательной форме. Разным возрастам соответствует свой вид ведущей деятельности. В дошкольном возрасте это игра, с помощью которой обогащается словарный запас, развиваются лексическая, грамматическая формы речи, происходит формирование личности ребенка.
У детей школьного возраста ведущей деятельностью является учебная, которая служит основой для коррекции речевых нарушений.
Все принципы можно также разделить на психофизиологические, психологические и педагогические.
К психофизиологическим принципам относятся следующие принципы:
1) квалификации дефекта;
2) опоры на резервные (сохранные) структуры психофизического развития;
3) опоры на ведущие репрезентативные системы (каналы восприятия информации);
4) опоры на сохранные психической функции;
5) опоры на разные уровни организации психических функций;
6) контроля психической функции, так как только поток обратной связи обеспечивает своевременную коррекцию допускаемых в речи ошибок.
В методы психодиагностики включаются: метод наблюдения, проведение эксперимента, различные опросы, беседы, анкетирование, тестирование, интервью, проведение анализа продуктов деятельности, моделирование. К показателям качества диагностических методик относятся: достоверность, валидность, надежность, стандартизация.
Психологические принципы включают в себя: опоры на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности человека; опоры на предметную деятельность; организации деятельности с опорой на программное обучение; учета личности человека, его индивидуальности;
К педагогическим принципам относятся:
1) целенаправленности педагогического процесса;
2) целостности и системности педагогического процесса;
3) гуманистической направленности педагогического процесса;
4) уважения к личности ребенка, в основе которого лежит и разумная требовательность;
5) опоры на положительные качества в человеке;
6) сознательности и активности в педагогическом процессе;
7) сочетания прямых и параллельных педагогических действий;
8) интеграции усилий ближайшего социального окружения. К этим принципам также относятся и такие педагогические приемы, как:
1) распределение нагрузки в соответствии с динамикой умственной работоспособности ребенка;
2) соразмерность помощи поставленной диагностической задаче и возможностям ребенка;
3) обеспечение успеха ребенка в результате выполнения каждого «шага» коррекции;
Смотрите также
Бухгалтерский учет финансовых активов (денежных средств). Порядок учета
наличных денежных средств и кассовых операций (1-й ур.)
Нормативная базаОрганизация ведения кассовых операцийРасчеты наличными денежными средствами осуществляются через кассу и возлагается
на кассира.
Касса должна быть укреплена в соответствии с утвержд ...
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Раннее (своевременное) применение лечебной физкультуры при различных повреждениях
опорно-двигательного аппарата обеспечивает не только улучшение общего состояния
больного, предупреждает возникнове ...
ОСТРЫЕ РЕСПИРАТОРНЫЕ ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ
Острые респираторные вирусные инфекции относятся к числу самых распространенных
болезней человека и составляют половину или более от общего числа острых заболеваний.
Наиболее высокие показатели за ...