ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ
Страница 3

1 балл соответствует не менее 3-м словам.

Следующим заданием по изучению уровня словарного запаса является исследование предикативного словаря.

При этом задании ребенок должен назвать действие по предъявленному предмету, например, щука — плавает, кузнечик — скачет, ласточка — летает, повар — готовит и т. д.

Также можно устанавливать количественный запас слов, проводя задание по определению характеристик звуковых данных. Например, корова — мычит, лошадь — ржет, кабан — хрюкает, петух — кукарекает. При этом используются картинки или аудиозаписи.

Учитывая нормативные особенности лексикона, а также трудности установления вербального контакта с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, наличие у ряда детей стойкого речевого негативизма, специалисту необходимо проводить обследование с использованием реальных объектов, их игрушечных аналогов и ограниченного количества реалистичных трехмерных изображений ряда предметов. При этом обследование проводится в ходе манипулирования с предметами или в процессе организации простейших игр с минимальным ограничением свободы передвижения ребенка. Поэтому «пространство» обследования может перемещаться на пол, к шкафу с игрушками, а возможно, распространяться на всю площадь кабинета.

При работе с детьми 3–3,5 лет наряду с игрушками можно использовать красочные иллюстрации к хорошо знакомым сказкам с простым сюжетом «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и др.

Детям среднего и старшего дошкольного возраста стоит предложить работать с предметными и сюжетными картинками, которые могут быть отобраны из любого набора дидактических пособий. Однако предпочтение необходимо отдавать картинкам, изображение на которых может быть интерпретировано однозначно.

Для детей старше 5,5 лет в обследование вводятся обобщающие понятия. Однако логопед должен достаточно четко и осознанно различать бытовые и научные обобщающие понятия.

Кроме этого, для детей различного возраста и условий воспитания важно по-разному рассматривать наличие в активном или пассивном лексиконе ребенка тех понятий, которые формируются в процессе жизни (еда, одежда, игрушки), и тех, которые формируются в процессе обучения (домашние и дикие животные, фрукты, овощи, мебель, транспорт и др.).

Если у ребенка в активном словарном запасе отсутствуют, как нам кажется, те или иные лексические единицы, и он не может назвать какой-либо объект, действие или качество предмета правильно, соскальзывает на слова, близкие по звуковому сходству, то это требует дополнительной проверки его лексического запаса, поскольку такие соскальзывания могут свидетельствовать не об отсутствии того или иного слова, а о трудностях актуализации словарных единиц во внутреннем лексиконе ребенка.

Поэтому, если ребенок затрудняется в припоминании слова, возможно использование различных видов подсказок: подбор синонимов или антонимов; подстановка слова в жесткий контекст; подсказка начала слова.

Если и в этом случае ребенок не может назвать искомое слово, то тогда необходимо проверить наличие данного слова в пассивном словаре. При этом используются задания типа: «Возьми», «Принеси», «Покажи», «Выполни действие», «Дай мне», «Покажи, где». Лучше проводить исследование состояния пассивного словаря компактно, т. е. отобрать всю лексику, которой ребенок не владеет в продуктивном плане, и выяснить, насколько он понимает эту лексику при восприятии.

При этом одно и то же слово предъявляется несколько раз для того, чтобы избежать случайного совпадения слова и объекта.

Полезно вернуться к этому заданию через 10–15 мин, чтобы убедиться, запомнил ли ребенок новые для себя слова или нет. Низкий уровень запоминания лексического материала может быть обусловлен низкой языковой обучаемостью.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

ТЕРМИЧЕСКАЯ ТРАВМА
Под воздействием низких температур возможно местное охлаждение – отморожение и общее охлаждение – замерзание. ...

Послесловие
Я надеюсь, что моя книга позволила вам узнать что-то новое относительно заболевания и методов его лечения в домашних условиях. Вы познакомились с основными признаками заболевания, факторами риска, ...

Анализ пожарной опасности
В технологической схеме могут быть аппараты с горючими жидкостями, причем уровень жидкости может изменяться при наполнении или расходе продукта. Могут быть аппараты, полностью заполненные жидкостью ...

 
Copyright © 2010 www.medicus-amicus.ru. All Rights Reserved.